Возможно, для основной массы автолюбителей это покажется странным, но именно тяжелые самосвалы производства КНР обратили взор российского потребителя на активно развивающийся китайский автопром.
Появление на российском рынке
Конкурентные преимущества
Техника HOWO
Самосвалы Shaanxi
Beifang Benchi
Самосвалы Foton
Грузовики DongFeng
Китайские грузовики JAC
Китайские самосвалы FAW
Именно тяжелые самосвалы из поднебесной в 2004-2005 годах применялись для строительства на участке «Чита-Хабаровск» федеральной трассы «Амур».
Не смотря на тяжелейшие климатические условия и практически круглосуточный режим работы, китайские самосвалы отлично справлялись с работой в отличие от техники советско-российского производства, которая доставляла подрядчикам массу проблем.
Появление в России
Еще одной причиной в пользу выбора китайских самосвалов стало банальное отсутствие в дальневосточном регионе отечественной техники отвечающей современным требованиям. Проблема была решена достаточно оперативно, благо граница Китая находится совсем рядом, и все разнообразие китайского рынка тяжёлых машин было легко доступно.

Первые крупные поставки китайской техники шли для строительства федеральной трассы
Именно таким образом, Shaanxi, Howo и другие компании из поднебесной поставили в Россию свои первые грузовики. Спустя непродолжительное время, российский рынок самосвалов стал активно наполняться техникой Foton, Dong Feng, JAC, FAW и CAMC.
Стоит отметить, что с объемным наплывом техники, также появились и некоторые проблемы. Производителей, как и ассортимента техники в Китае очень много, и неискушенный российский покупатель нередко сталкивался с проблемой выбора. Не остались в стороне и мошеннические схемы, по которым в страну завозились уже не новые, восстановленные или дефектные машины. Как правило, оформив сделку с российской компанией-закупщиком, подставная контора исчезала и предъявлять требования было некому, отчего репутация китайской техники на первых порах в значительной степени пострадала.
Нередко, «серые» самосвалы имели слабые рамы, потому что для их изготовления использовали дешевый металл, который не мог выдерживать возлагаемых на него нагрузок, перепадов температур, воздействия коррозии и т.д. Но время идет и все меняется, уже сегодня, можно сказать, рынок грузовой техники производства Китая нормализуется и принимает цивилизованные очертания. Наконец-то в России появились официальные представительства, которые отвечают за качество импортируемой техники, сервис и предоставление дилерских услуг.
Надо отметить, что не вся китайская техника получила такое распростронение, как самосвалы. С чем же связан такой эффект и почему не прижились бортовые машины или тягачи? По мнению дилеров и собственно тех, кто эксплуатирует спецтехнику, основная причина столь высокой популярности китайских самосвалов имеет российские корни, а именно, это недостаток отечественных машин.
Связано это с тем, что последние 10-12 лет строительный рынок развивался очень активно и отечественные производители спецтехники не смогли в должной мере вовремя сориентироваться.
В свою очередь, китайские производители смогли предложить заказчикам очень интересные условия. Например, они обязывались осуществлять поставку техники в течение 20 дней после заказа, против 2 месяцев у российского производителя.
Немаловажен и тот факт, что китайские самосвалы дешевле (в среднем на 200000 рублей) их российских, и белорусских аналогов. Но на одних самосвалах поставщики не остановились и уже сегодня в Россию активно поставляются тягачи, грузовые машины с манипулятором, стали появляться бортовые машины с крано-манипулятором производства Zoomlion.
Бытует мнение, что большинство китайской техники между собой, похоже. Действительно, что касается гаммы двигателей, то практически все они идентичны. На всех машинах установлены шестицилиндровые дизеля объемом 9,7 литров, оснащенные топливной аппаратурой Bosch, что в совокупности с новыми блоками управления двигателем и системой выпуска, позволяет данной технике отвечать экологическим нормам ЕВРО-3 и 4.
Среди сходств, также нужно отметить 9-ступенчатую МКПП, производства Fuller, которая устанавливается, практически, на все китайские самосвалы. На этом и заканчиваются сходства, во всем остальном, как и у других производителей, китайские имеют серьезные отличия. И в цене и в качестве.
Все решает рынок
На сегодняшний день явным лидером на рынке китайских самосвалов является компания Howo. В некоторой степени это закономерно, так как именно данная компания первой зашла на наш рынок. Естественно первенство, не единственное чем берет их продукция, а вот доступная цена, перед которой пасуют даже КАМАЗа, значительный аргумент. Также очень популярны, особенно на территории Сибири марки Nord Benz и Shaanxi, правда их стоимость несколько превосходит цены предлагаемые Howo.
Тут стоит отдельно выделить автотехнику производства компании Dong Feng. Дешевой ее не назовешь, даже визуального осмотра будет достаточно, чтобы заметить довольно высокий уровень качества. Поэтому, все заявления, о якобы качественной и при этом очень дешевой китайской технике, естественно являются не более чем заявлениями. Рыночные законы везде одинаковы и никто их не отменял, дорогое всегда будет качественнее дешевого.

Введение в России утилизационного сбора резко увеличило импорт китайских грузовиков
Качественная китайская техника зачастую выпускается теми производителями, которые уже имели опыт выпуска лицензионной техники либо покупают право на ее производство, и полностью копируют целый модельный ряд крупного производителя. Наиболее ярким представителем этой ниши, являеться компания Beifang Benchi, которая поставляет на экспорт машины под более громким известным названием Nord Benz. Ничего не напоминает ? Да, данная техника является аналогом той, что выпускает немецкий концерн Mercedes-Benz.
Конечно, это не аналоги современной техники немецкого гиганта, т.к. лицензия была приобретена достаточно давно, но тем не менее ее продолжают успешно собирать в Китае, несколько модернизировав основные узлы и агрегаты.
Конечно утверждение о том, что китайский самосвал за 1,5 миллиона рублей имеет качество немецкой машины, мягко говоря, не соответствует действительности. Встречается определенное количество недоработок, но в целом несколько лет эксплуатации на российских дорогах серьезных нареканий не выявили. А если таковые и есть, то нередко это связано с нарушением технологии эксплуатации.
Например, довольно часто можно увидеть, что самосвал, имеющий «по паспорту» грузоподъемность 25 тонн на три оси, перевозит все 30, т.к. кузов на 18 кубометров легко вмещает такой объем.
Что касается отношения китайцев к российскому рынку, то за последнее время, оно претерпело значительные изменения. Гораздо серьезнее и с большим внимания стали относиться наши соседи к замечаниям и проблемам по эксплуатации, т.к. Россия является уникальным местом для обкатки. Уже можно заметить, как на машинах, которые поставляются в Россию, появляться дополнительные агрегаты, которые учитывают климатические условия, а именно: дополнительный обогрев салона и кузова, установка предпускового подогревателя.
Некоторые производители устанавливают гидрофобные фильтры и системы отопления топливного бака и каналов, для предотвращения замерзания дизельного топлива. Впрочем, уже и такого набора дополнительных функций вполне хватает, для комфортной работы в условиях жесткой зимы.
Самосвалы HOWO
Самосвалы компании HOWO, являются достаточно передовой и самостоятельно разработанной техникой. Среди одноклассников, данные самосвалы отличаются хорошей эргономикой, достаточно взвешенной сбалансированностью по основным характеристикам и неплохой компоновкой. Не лишним будет отметить, что на краш-тестах проведенных в Китае, данные самосвалы получили отличные оценки, особенно по лобовому столкновению.
Что же касается комфорта при работе, то его в значительной мере обеспечивают 4-опорная пневмоподвеска плавающего типа. Реализована подвеска кабины, которая позволяет в немалой степени компенсировать тряску, передаваемую на кабину. Рулевая имеет приятный внешний вид, мягкая на ощупь и может регулироваться как по вертикали, так и по наклону.
Модификации самосвалов Howo с мощностью двигателя 290 л.с. идут в базе с кондиционером с функциями отапливающего устройства. На еще более дорогих модификациях, возможна установка климат-контроля. Приятной неожиданностью для покупателя станет наличие достаточно большого спального места, рассчитанного на человека вполне европейского роста. А за шумовой комфорт отвечает отличная звукозоляция, качество исполнения которой сравнимо с передовыми европейскими аналогами.
В самосвалах HOWO установлена стандартная приборная панель, отражающая основные показатели, такие как температура охлаждающей жидкости, средний и текущий расход топлива, корректность работы электрооборудования, топливной системы, уровень рабочего давления в системе пневмоподвесок. Все эти данные выводятся на большой, жидкокристаллический дисплей.

Панель самосвала HOWO ZZ3317
Для удобства эксплуатации самосвалы HOWO оборудованы системой самодиагностики, которая работает полностью автоматически. Немаловажен и тот факт, что в последних версиях самосвалов, все больше внимание уделяют и комфортной посадке водителя. Так, на всех машинах появились новые ортопедические кресла с подогревом, которые можно тонко настроить под себя. Удобство в управлении такой крупной техникой обеспечивают большие зеркала, оснащенные подогревом и электроприводом.
Самосвалы 7-й серии имеют гамму двигателей от 266 до 420 л.с.. Для внутреннего рынка, производитель выпускает технику, которая отвечает нормам ЕВРО 2. На экспорт, после замены некоторых ключевых комплектующих, идет уже техника отвечающая стандартам ЕВРО 3 и со средним расходом, который колеблется в пределах 30 литров на 100 км. На всех машинах, в топливной системе установлены отделители воды, что позволяет безопасно использовать технику, даже если топливо низкого качества и с примесями.

Эргономика самосвалов HOWO серии A7 выполнена на достаточно высоком уровне
Как говорилось ранее, большинство самосвалов HOWO комплектуется 9-ступенчатой коробкой передач, но возможны модификации, на которые устанавливаются 8-ми и 6-ступенчатые КПП производства того же Fuller или же всемирно известных ZF. Все коробки работают четко, передачи не «выбивает». Ручка КПП маленькая и удобная в использовании. По специальному заказу, самосвалы HOWO могут комплектоваться автоматической коробкой передач производства США.
Китайские самосвалы Shaanxi
Производство по выпуску техники Shaanxi, нельзя назвать большим, учитывая масштабы других китайских марок. В качестве основы для производства своих самосвалов компания выбрала платформу MANа модельного ряда F2000. Чисто внешне отличие Shaanxi от MANа незначительное и заключается лишь в разной форме решеток радиатора, у первого она прямоугольная, у второго же в виде трапеции.
В качестве силового агрегата используется стандартный 6-цилиндровый, объемом 10 литров турбодизельный двигатель, выполненный для внутреннего рынка в соответствии с требованиями по экологии ЕВРО 2 и являющийся полным аналогом двигателя немецкого производства от STEYR MOTORS GmbH. На экспорт поставляется модифицированная техника, отвечающая более высоким экологическим требованиям. Как и остальные производители, Shaanxi устанавливает на свои машины проверенную временем топливную систему Bosch.

Основа грузовиков SHAANXI — немецкий MAN F2000
Устанавливаемая турбина, производства компании Schwitzer (более известной как ККК). Также агрегат снабжается фильтрами произведенными по технологиям FleetGuard. Устанавливаемая КПП – стандартная, производства компании Fuller, имеет 9 ступеней и делитель. Сцепление с пневмоусилителем поставляется из Германии, производства SACHS. Элементы рулевого управления, полностью из компонентов производства ZF.
Все самосвалы достаточно экономичны. Снабжены усиленной подвеской, системой ABS, системами подогрева для работы в условиях низких температур (отопление салона, электрофакельный подогрев топлива и предпусковой подогреватель двигателя).
Кабина полностью скопирована с MAN F2000, оснащена такой же звукоизоляцией, плавающей пневматической подвеской и даже отдельной подвеской водительского кресла.
Компания SHAANXI была основана в 1968 году, как производитель грузовой техники для китайской армии.
Несущая рама создана путем одинарного прессования «швеллера» (двойной вложенный металлопрофиль). Кузов самосвала может вмещать 19 кубометров груза.
Стандартная комплектация самосвала Shaanxi предполагает наличие кондиционера, магнитолы, люка и одиночное спальное место.
Начиная с 2008 года, компания Shaanxi осуществляет экспорт своей техники, которая идет уже под брендом SHACMAN.
Кроме ребрендинга, компания также приняла значительные усилия по улучшению качества своей продукции, в том числе была доработана кабина, установлен отопитель, а также изменению подвергся кузов и все электрооборудование.
Самосвалы Beifang Benchi
Техника выпускаемая компанией Beifang Benchi является совместным детищем FIRMAKO и DaimlerChrysler. Название предприятия переводится как «Северный Бенц». Еще в 1988 году, данным предприятием была приобретена лицензия на выпуск грузовиков модельного ряда Mercedes SK. Однако, только спустя восемь лет, когда в Европе данные модели были уже сняты с производства, появились первые аналоги этих машин, сделанные в Китае.
Уже в 2003 году действие договора закончилось и компания перешла на разработку, и выпуск машин из комплектующих собственного производства. В итоге на рынке появилась компания Baotou North-Benz (Beifang-Benchi) Heavy-duty Trucks Co. По экстерьеру самосвалы Beifang Benchi нельзя назвать приглядным, даже на фоне конкурентов. Внешне, это угловатая кабина, с незатейливым бампером, больше похожим на кусок рельсы, широкая решетка радиатора, вот собственно и все, что можно сказать о дизайнах эих машин.
Как говорится, модным дизайном и не пахнет, тем не менее, именно грузовики этой марки, являются одними из самых популярных во всем Китае. Имея в качестве основы Mercedes, компания приложила немало усилий, чтобы довести свою продукцию до приемлемого соотношения «цена-качество», а также полностью обеспечила себя производством собственных деталей.
Кабина Beifang Benchi имеет два места. Внутри все выглядит достаточно приятно. Кресла эргономичны и имеют широкий диапазон настроек. Сидения имеют отдельную пневмоподвеску. Руль можно регулировать по вертикали и по наклону. Пластик выглядит не дорого, но добротно. Места достаточно. Основную часть пространства занимает печка. Центральная панель управления имеет множество стандартных кнопок, а также три специальные кнопки, которые управляют блокировкой центрального и межосевого дифференциалов.
В качестве силового агрегата устанавливаемого на самосвалы Beifang Benchi используют 6-цилиндровый турбодизель (WD615), построенный на основе дизеля производства Steyr. Пр объеме в 9,7 литра, данный агрегат выдает 280 л.с. и 1460 НМ крутящего момента. Высокий крутящий момент позволяет довольно резво разгоняться даже на груженой машине, однако ее максимальная скорость ограничена 80 км/ч. На подъемах с плохим или скользким покрытием здорово помогает блокировка межосевого дифференциала.

Оставив за бортом дизайн, Beifang Benchi сосредоточились на качестве своих грузовиков
КПП устанавливается механическая, 9-ступенчатая, произведена по договору с компанией ZF. По лицензии этой же компании выпускается и рулевое управление. Вся топливная аппаратура, по древней китайской традиции, производства Bosch, турбина произведена компанией Schwitzer(ККК), установлены фильтры Fleet Guard.
Самосвалы Foton
Foton (Beiqi Futian Motor Co., Ltd) – государственная компания, которая была образована в 1996 году посредством слияния более сотни других, более мелких производств и на сегодняшний день, является головной автомобильной компанией в Китае и имеет исключительную репутацию.

Китайский самосвал Foton
Уже с 1998 года, компания Foton Motors придерживается политики соблюдения международных стандартов качества «ISO 9001″, основанной на немецкой системе по контролю над качеством «VDA 6.0″
Компания давно заняла свою нишу и сегодня активно выпускает самосвалы AUMAN.
Самосвалы выпускаются в самой тяжелой из трех основных модификаций, которые разнятся по грузоподъемности, а именно: легкие (от 4 до 7 тонн), средние (от 16 до 18 тонн) и тяжелые (от 18 до 35 тонн).
Серия грузовой техники AUMAN появилась в 2002 году, уже в 2004 она получила награду, как лучший коммерческий автомобиль с наилучшими показателями по безопасности. Технологически AUMAN, практически идентичен технике от Shaanxi. Установлен такой же «штаеровский»10-цилиндровый дизель (WD 615.46), на механической 9-ступенчатой КПП и с мощностью 290 л.с.

Компания Foton уже много лет занимает 1-е место в КНР по производству тяжелых грузовиков
Все самосвалы Foton оборудованы системой антиблокировки колес (ABS) и функцией «горного тормоза». Кабина такая же, как у самосвалов Shaanxi. Объем кузова самосвалов серии AUMAN средний и составляет 15,5 кубометров.
Самосвалы производства DongFeng
Автомобильная компания DongFeng одна из самых старых в Китае, ведь свою деятельность они начали еще в 1969 году и по сегодняшний день являются одним из ведущих производств в автомобильной промышленности страны. Деятельность компании тесно связана с американской фирмой Cummins, двигатели которой уже хорошо знакомы в России. Результатом их сотрудничества стало создание нового конструкторского бюро и предприятия Dongfeng Cummins Engine.

Dong Feng выпустили свой первый грузовик в 1975 году для армии Китая
Именно новообразованное предприятие разрабатывает силовые агрегаты для седельных тягачей и самосвалов. Уже сегодня на самосвалах DongFeng устанавливаются двигателя из новой линейки: С300 20, L340 20, L375 20. Основание всех модификаций самосвалов – одинаковое, колесная база 6×4, тягово-сцепное устройство, кузов объемом 16 кубометров, предпусковой нагреватель двигателя, автономное отопление салона, климат-контроль, спальное место и т.д.
Однако на этом схожести заканчиваются. Самосвалы, на которые устанавливается двигатель Cummins C 300 – 20 имеет мощность 300 л.с. с центральным расположением гидроцилиндра. Более мощные модификации, соответственно L 340-20 и L 375-20 имеют сдвинутое вперед расположение гидроцилиндра. Соответственно мощность данных модификаций составляет 340 и 375 л.с.
Топливная система производства компании Bosch. Что касается турбины и фильтра, то они полностью разработаны и произведены в Китае. Традиционно устанавливается 9-ступенчатая механическая коробка передач производства Fuller, которая является аналогом RT-11509C.
Тормозная система и рулевое управление являются разработками компании DongFeng, однако в них четко заметны решения, разработанные сторонними, более именитыми производителями.
Самосвалы JAC
Jiangtiuat Automobile Co, Ltd (JAC) – известная китайская автомобильная компания основанная в 1991 году. По сути, являлась одним из первопроходцев на мировой рынок грузовой техники. Идеология компании заключается в том, чтобы создавать машины для всего мира, используя при этом мировой опыт, т.е. выбирая самое лучшее для своей техники.
Самосвалы производства JAC имеют схожие черты сразу с двумя машинами. Если смотреть в анфас, то можно найти явные очертания Scania Griffin. Если взглянуть сбоку, то перед нами будет практически точная копия Hyundai.
Такое же сходство и внутри. Под левую ногу оборудована подставка (так называемая «dead pedal»), регулирующиеся анатомические сидения, панель приборов, оборудованный «спальник». Руль можно регулировать, как по высоте, так и по наклону. К сожалению, у отечественного производителя таких удобств не встретишь до сих пор.
Одним из важнейших плюсов самосвалов JAC есть отличная обзорность, которая стала возможна не в последнюю очередь благодаря большим зеркалам заднего вида.
В базовой комплектации отсутствуют электрорегулировки и электрообогрев, зато подъемники стекол имеют электропривод. Отдельного рассмотрения стоит рама данных самосвалов. Она представляет собой двойной швеллер, состоящий из двух 5 и 8 миллиметровых, вставленных один в другой. Очевидно, таким способом разработчики постарались усилить прочность конструкции.
В качестве силового агрегата на самосвал устанавливается аналог двигателя Steyr, 6-цилиндровый дизель с турбонаддувом объемом 9,7 литра. Трехосный самосвал рассчитан на грузоподъемность в 20 тонн.

Все самосвалы JAC в 2012 году прошли сертификацию в России
По желанию заказчика, машину могут укомплектовать электрогидравлическим приводом для опрокидывания кабины, электрообогревом и электроприводом зеркал, автономым отоплением, центральным замоком, креслами с пневмоподвеской и т.д.
Самосвалы FAW
FAW (First Automobile Works) – является первой автмобильной корпорацией, основанной еще 15 июля 1953 года. Именно это событие, можно считать, и положило начало автомобильной промышленности Китая.
Сегодня в собственности FAW находится более 30 компаний, а также 16 компаний находящихся под управлением дочерних структур.

Тяжелый самосвал FAW J6
Для рынка самосвалов, FAW выпускает модель CA 3252 (который кстати собирается и в Украине). Данный самосвал имеет грузоподъемность 18 тонн и кузов объемом 18 кубометров.
FAW CA 3252 оснащается 6-цилиндровым турбодизелем мощностью 310 л.с. Практически все детали и агрегаты для этой модели, поставляются из Европы и США.
Так, например, производством блока цилиндров занимается австрийская компания AVL, турбина также имеет австрийское происхождение и производится компанией Holset, топливная система стандартная, производства Bosch, элементы тормозной системы и коробка передач производятся в США, а изготовлением поршней занимается известная немецкая компания Mahle.