Бензиновые и электрические снегоуборщики: учимся правильно выбирать

Снежные заносы ежегодно создают множество проблем работникам коммунальных служб, владельцам дачных участков, фермерам. И кому не как этим людям, которых каждую зиму снегопады испытывают на прочность, оценивать значение и удобство появившихся в последнее время многочисленных моделей снегоуборочной техники как отечественного, так и зарубежного производства.

Содержание

В конструктивном плане снегоуборочные машины мало отличаются друг от друга. Наибольшую популярность получили два типа машин – шнековые и шнеко-роторные, которые также называют одноступенчатыми и двухступенчатыми. Они отличаются конструкционными особенностями рабочей системы. Основой рабочей системы машин первого типа являются шнеки, которые подгребая снег в центр ковша, отбрасывают его в сторону через выпускной канал. В шнеко-роторных машинах эту операцию выполняет специальное колесо с лопастями.

Разные типоразмеры выпускающихся промышленностью снегоуборочных машин предназначены для выполнения различных задач.

Для расчистки небольших участков, дорожек, дворов, площадок оптимально использование небольших компактных шнековых агрегатов, мощность двигателя которых, как правило, не превышает 5 л.с.

Для выполнения значительных объемов работ более подходят шнеко-роторные машины, оснащенных двигателями мощностью от 5 до 13 л.с. Подавляющее большинство этих снегоочистителей самоходные, с приводом на колеса, что, во многом, облегчает работу оператора.

При выборе необходимого агрегата не следует акцентировать внимание не на внешнем виде машин, так как изделия от разных производителей внешне мало чем отличаются друг от друга. Больше внимания следует уделять техническим параметрам и особенностям, которые и характеризуют ту или иную модель снегоуборщика. Ниже рассмотрим наиболее важные параметры и агрегаты, от которых зависит эффективность снегоуборщиков.

шнековый снегоуборщик за работой

шнековый снегоуборщик за работой

Самоходные и несамоходные машины

Бензиновый снегоуборщик HUTER SGC 4000

Самоходный снегоуборщик HUTER SGC 4000

Использование несамоходных снегоуборщиков эффективно для уборки свежевыпавшего снега на небольшой территории. Эта машина без проблем очистит дорожки на дачном участке, площадки на автостоянке и т.п. Помимо этого, несамоходные машины, благодаря наличию обрезиненного шнека можно использовать и для очистки катков и хоккейных коробок от тонкого слоя снега.

Следует учитывать, что, несмотря на наличие в конструкции машины электродвигателя или маломощного бензинового мотора, привод на колеса в них не предусмотрен, поэтому при работе снегоуборщик необходимо толкать вручную.

Шнек-машины снабжен прорезиненной кромкой, помогающей передвигать снегоуборщик. Однако при уборке слежавшегося и глубокого снега шнековые агрегаты недостаточно эффективны из-за небольшой мощности силового агрегата. Так как машины этой конструкции одноступенчатые, дальность выброса снежной массы у них не превышает пяти метров.

Достоинства несамоходных шнековых снегоуборщиков:

  • щадящее отношение к очищаемому плиточному покрытию за счет обрезиненных шнеков;
  • маневренность, достигаемая благодаря компактным размерам;
  • простота в эксплуатации;
  • бесшумность работы моделей с электродвигателем;
  • небольшая масса;
  • невысокая стоимость.

Особенности эксплуатации

При эксплуатации снегоуборщиков следует периодически останавливать двигатель и дать ему остыть. Обычно период безостановочной работы ограничивается временем выработки топлива, заправляемого в бензобак. После того, как запасы топлива в бачке иссякнут, двигатель следует остановить минимум на двадцать минут. В противном случае, мотор может перегреться и выйти из строя.

шнеко-роторный снегоуборщик Самоходные шнеко-роторные машины способны выполнять интенсивную и сложную снегоуборку. Агрегат передвигается самостоятельно, оператор лишь придерживает и направляет его.

Конструкция этих машин двухступенчатая. Первая ступень представляет собой зубчатый металлический шнек, разламывающий толстый обледенелый слой наста.

Вторая ступень представлена мощной крыльчаткой, позволяющей выбрасывать снег на расстояние до 15 метров, что повышает эффективность процесса снегоуборки. Шнеко-роторные машины могут быть использованы для расчистки участков, покрытых глубоким слежавшимся снегом.

Двигатель снегоуборщика

Из компаний, производящих снегоуборочную технику, только Honda оснащает машины двигателями собственного производства. Другие производители комплектуют свои снегоуборщики силовыми агрегатами Tecumzeh, Briggs&Stratton, Honda или копиями оных. Все двигатели, предназначенные для снегоуборочных машин, адаптированы для работы в условиях экстремально низких температур. Работа в подобных условиях сопряжена с повышенной нагрузкой на все детали и узлы мотора.

двигатель Briggs&Stratton

двигатель Briggs&Stratton

В модельном ряду двигателей от Briggs&Stratton и Tecumzeh присутствуют специальные серии, предназначенные для установки на снегоуборщики, которые имеют маркировку Intek Snow и Snow King. Эти двигатели могут эксплуатироваться только на высокооктановом топливе и высококачественных синтетических и полусинтетических маслах, обеспечивающих необходимый уровень вязкости при отрицательной температуре.

Двигатели снегоуборщиков запускаются при помощи пускового тросика. На более сложных моделях, помимо тросика, запуск может осуществляться и с помощью электростартера. Электростартеры, в свою очередь, могут приводиться в действие от внешней электросети или от бортовой аккумуляторной батареи. Подзарядка аккумулятора проводится при работе двигателя при помощи встроенного генератора. Агрегаты с аккумуляторными стартерами значительно удобнее в эксплуатации, так как двигатель можно заводить везде, вне зависимости от наличия электросети.

Модели зарубежного производства, как правило, снабжены электростартером напряжением 110 вольт. В подобных случаях, необходимо применять дополнительное пускорегулирующее устройство или понижающий трансформатор. Несмотря на определенные неудобства, наличие электрического стартера, в определенной мере повышающее стоимость машин, значительно облегчает их эксплуатацию.

Шины

Подавляющее большинство снегоуборщиков производства различных компаний оснащены шинами Snow Hog, имеющими Х-образный рисунок протектора. В последнее время, некоторые машины стали поступать в продажу в комплектации с шинами с V-образным протекторами. Вне зависимости от рисунка протектора, шины снегоуборщиков обладают высоким коэффициентом сцепления с поверхностью даже в условиях гололеда.

китайский снегоуборщик

Шнеки и редукторы

Качество и эффективность работы машин, во многом, зависит от шнеков, поэтому этому элементу конструкции производители уделяют особое внимание. Рабочая поверхность шнеков может быть как абсолютно гладкой, так и зубчатой. У зубчатых шнеков форма и количество зубьев и могут отличаться в зависимости от предназначения модели. Зубья могут быть выполнены в форме неглубоких прямоугольных впадин или в виде режущей кромки циркулярной пилы.

гладкие и зубчатые шнекиНесмотря на то, что «агрессивные» кромки легче разрушают толстый слой обледенелого наста и слежавшийся снег, они встречаются не так часто, так как, большинство моделей снегоуборщиков предназначены для уборки свежевыпавшего снега, а с этой задачей без проблем справляется шнек с обычной кромкой.

Одноступенчатые снегоуборщики, которые предназначены, кроме прочего, и для очистки ледовых катков, оснащаются резинопластиковыми или обрезиненными металлическими шнеками. Резинопластиковый шнек более надежен, так как он не деформируется и не ломается при наезде на препятствие. А вот наезд на камень и прочее твердое препятствие для металлического обрезиненного шнека может закончиться его поломкой.


Вращение двигателя передаются на рабочий элемент посредством клиномерной передачи и вала отбора мощности, сочлененных напрямую с редуктором и шнеками (посредством редуктора). Редукторы могут быть обслуживаемыми и необслуживаемыми. Корпус редуктора может быть отлит из различных металлов. На бытовых моделях он, в основном, изготавливается из алюминиевых сплавов, а на профессиональных – из чугуна.

редуктор

обслуживаемый редуктор

Пользователям, имеющим определенные технические знания и разбирающимся в обслуживании этого узла, лучше выбрать модель с обслуживаемым редуктором, так как ресурс работы у них выше

. Тем, кто не имеет навыков техобслуживания и предпочитает обходиться без них, лучше брать модели с необслуживаемым редуктором, который в случае выхода из строя целиком заменяется.

Шестерни редуктора изготавливаются из мягких металлов, таких как бронза. Делается это не случайно, так как при заклинивании шнека может выйти из строя наиболее важный и дорогостоящий элемент конструкции снегоуборщика – двигатель. Для защиты мотора, шнеки крепятся к валу срезными болтами, однако, если эта ступень защиты по какой –либо причине не сработает, выйдет из строя редуктор, что, в свою очередь, предотвратит поломку наиболее дорогого узла машины – двигателя.

Опорные лыжи

На опорные лыжи приходится основная масса носовой части машины. Перемещая лыжи сверху вниз можно регулировать уровень расположения шнеков над поверхностью и выбирать минимальную толщину слоя неубираемого снега. Лыжи быстро подвергаются износу и считаются расходным материалом. Тем не менее, многие производители для увеличения ресурса службы делают их двухсторонними. При износе одной из сторон, лыжи переворачиваются.

Выпускной желоб

металлический меньше вибрирует

металлический надежнее и меньше вибрирует

Выпускные желоба снегоуборщиков могут изготавливаться из металла или из пластика. Пластиковые желоба не подвержены коррозии и налипанию обледенелой снежной массы.

Однако, следует учитывать, что металлические желоба меньше вибрируют, что обеспечивает более кучный выброс снега. В то же время, именно благодаря вибрации желоб самоочищается от налипшего снега.

Даже самая простая по конструкции снегоуборочная машина снабжена механизмом регулировки направления и высоты выброса убираемого снега. Направление выброса выбирается путем поворота выпускного желоба. В простейших моделях поворот осуществляется с использованием жестко закрепленной к желобу поворотной рукоятки. В большинстве случаев, поворот осуществляется с использованием механизма червячной передачи, приводящегося в действие вращающейся ручкой, размещенной в удобной близости от оператора.

Встречаются также конструкции, действующие на основе блоков и тросика, управляемых рычагом. Преимущество подобного механизма заключается в том, что регулятор поворота закреплен на верхней части желоба, что снижает вероятность его обледенения.
Тяжелые снегоуборочные машины иногда оснащаются и электроприводом регулировочного механизма.

козырек снегоуборщикаВысота выброса снега обозначает угол в вертикальной плоскости. Этот параметр задается специальным козырьком, установленным на желобе. При его повороте вниз снег вылетает практически горизонтально, а при подъеме вверх поток снега направляется ввысь.
Наиболее простой способ регулировки козырька ручной. В более серьезных и дорогих конструкциях этот процесс осуществляется при помощи рычага, расположенного на панели управления оператора.

Как правило, приводя технические характеристики машин, производители указывают максимально возможную дальность выброса снега. Однако, следует учитывать, что этот параметр, во многом, зависит от природных факторов – силы ветра и состояния снежного покрова. Свежевыпавший снег при сильном ветре быстро рассеивается и ложится недалеко от расчищаемой площадки, а вот при расчистке подмерзшего снега, машина обеспечивает заявленную дальность выброса.

Шасси и трансмиссия

Конструкции снегоуборщиков могут быть построены на колесном и гусеничном ходу. Колесные машины легче транспортировать, так как их можно передвигать даже не запуская мотора и не включая передачу. Гусеничные агрегаты подобным образом транспортировать невозможно. Однако у них есть иное преимущество – они значительно устойчивее на льду и на заснеженных склонах. Благодаря большей площади соприкосновения с поверхностью, гусеничные снегоочистители, обеспечивающие высокое тяговое усилие, легко расчищают слежавшийся снег и сугробы.

гусеничный снегоуборщик

Крутящий момент с вала двигателя передается на оба колеса, тем самым предотвращая рысканье при нагрузках. Однако высокая масса машины создает определенные трудности в эксплуатации, так как ее довольно трудно разворачивать. Наиболее правильно в подобных случаях временно перейти на режим независимого вращения колес, разблокировав их. Благодаря этому снегоочиститель становится маневренным, и легко разворачивается на месте.

В различных моделях снегоуборщиков встречаются разные конструкции механизма разблокировки колес. Наиболее простое решение – съемные шплинты на осях. Более сложные механизмы оснащены расположенными на осях кнопками, посредством которых осуществляется разблокировка.

рычаги управленияНу а на наиболее сложных и тяжелых машинах поворот осуществляется путем притормаживания одного из колес специальным рычагом, расположенном на панели управления оператора. Все гусеничные снегоочистители оснащены подобным механизмом.

Как уже было отмечено, подавляющее большинство машин шнеко-роторной конструкции – самоходные. Механизмы привода и количество передач у этих снегоочистителей различны. Наиболее простые модели снабжены только одной передней передачей, а более сложные машины могут использовать 5-6 передних и 2 задние передачи.

На низких передачах идет уборка слежавшегося плотного снежного покрова, средние передачи удобно использовать для расчистки свежевыпавшего снега, а высокие предназначены для транспортировки машины.

Профессиональные агрегаты иногда даже комплектуются вариатором и гидростатической трансмиссией.

Балансировка

Важной технической характеристикой, определяющей сбалансированность снегоочистителя, является расположение центра тяжести по отношению к колесной оси. Оптимальным является расположение центра тяжести над осью. Подобная конструкция маневренна, небольшое усилие на рукоятке позволяет приподнимать нос машины.

Тем не менее, подобная конструкция не лишена и недостатков. Благодаря тяжелой носовой части, машина глубоко вгрызается в слой снега. В противном случае, снегоочиститель будет очищать лишь верхние слои снежного покрова, оставляя нетронутым основание.

Для того чтобы повысить качество снегоуборки, снегозагребные ковши оснащаются подрезными ножами в форме острых горизонтальных пластин. Благодаря этому обеспечивается необходимое заглубление без воздействия оператора на рукоятки машины.

Некоторые снегоуборщики оснащаются специальным механизмом переноса центра тяжести. При помощи рычага оператор может менять центровку машины, выбирая один из трех режимов – уборка слежавшегося и заледенелого снега, уборка свежевыпавшего снега и транспортировка. В первом случае центр тяжести машины смещается вперед, во втором – он расположен в центре, а при транспортировке центровка агрегата смещается назад.

Дополнительные опции и приспособления

Некоторые модели снегоуборщиков оснащаются фарой, позволяющей производить уборку в темное время суток. Наиболее «продвинутые» модели машин снабжены системой подогрева ручек.

Помимо того, профессиональные модели снегоуборочных машин могут оснащаться специальной подметальной роторной износостойкой щеткой, которая используется для очистки территории от талого снега. В летний и осенний период щетку можно применять для уборки мусора и листьев.