Споры вокруг зимних шин для грузовиков, возникшие, с подачи правительства, после недавнего трехдневного стояния сотен автомобилей в районе Твери, на федеральной трассе М-10, продолжаются до сих пор. С той поры зимняя резина для грузовиков стала одной из самой обсуждаемой темой среди дальнобойщиков.
Коллапс на М-10
Транспортный коллапс на М-10 был вызван обильным и продолжительным снегопадом, вызвавшим, практически, остановку транспортного движения в районе города. Комментируя его причины и последствия, глава «Росавтодора» отметил несогласованность дорожных служб при очистке автомобильной магистрали и многочисленные ДТП.

Авария на М10
Неэффективная работа дорожников была отмечена и вице-премьером Дмитрием Рогозиным, участвовавшим в «разборе полетов» на совещании у премьера правительства Д. Медведева, посвященном этому вопросу.
Там же, из его уст, прозвучала еще одна причина происшествия – «неправильная» резина на колесах большегрузных автомобилей. Им же был предложен выход из положения: обязать законодательно водителей грузовиков переобувать машины в зимнюю резину.
Ответ от оппонентов не заставил себя ждать. Тем более что цена вопроса для них очень большая. К примеру, стоимость одного колеса для современной фуры в пределах 10 тыс. руб. — а их на ней 16!
Первый комментарий об инициативе вице-премьера прозвучал из уст Валерия Войтко, председателя профсоюза дальнобойщиков. Он заявил, в интервью газете «Взгляд» об отсутствии понятия зимней резины для грузовых автомобилей.
Поддержали его, с некоторыми вариациями в комментариях, и представитель «КамАЗа», крупнейшего производителя больших грузовиков, и официальный дилер ОАО «Нижнекамскшина» – компании, которая единственная в стране выпускает шины для грузовых автомобилей.
Различие во мнениях не удивительно. Наше правительство, как всегда не изучив вопрос, решило «рубить с плеча». Чиновники, ответственные за состояние дорог, пытаясь быстро решить проблему, готовы поддерживать любую (порой абсолютно несостоятельную) идею. Все, как и всегда, лишь бы быстрее снять с себя ответственность.
Оппоненты же — сторона заинтересованная. Их устоявшаяся практика устраивает. Любые подвижки в сторону дополнительных затрат воспринимаются и будут восприниматься ими как посягательство на сокращение прибыли.
Что на самом деле происходит с зимней резиной для грузовиков? Давайте заглянем в действующие нормативные документы.
Нормативная база
Требования к пневматическим шинам для грузовых автомобилей изложены в межгосударственном ГОСТ5513-97 и Правилах эксплуатации АЭ 001-04. Действие этих документов распространяется на изделия, эксплуатируемые на дорогах разных технических категорий в температурном диапазоне с нижней границей в -45°С.
В перечне шин предусмотрена возможность их выпуска с зимним рисунком протектора. Обращаю ваше внимание, именно так, определение «зимней резины» в документе отсутствует.
Определена область их применения – при передвижении по обледенелым и заснеженным дорогам, и температурный интервал их применения – +10°С…-45°С. Для увеличения проходимости и устойчивости, на них возможна установка шипов противоскольжения. Шины с таким протектором несут маркировку «M+S» или «М(.)S».
Понятие «всесезонных шин» присутствует только в Правилах (АЭ 001-04). Более подробных сведений об их характеристиках и, главное, области применения нет. Зато в Интернете и других источниках информации об этом предостаточно.
Обобщая доступную аналитику и проведенные тесты безопасности, следует отметить разные к ним отношения. Но главным в них проходит мысль о возможности применения «всесезонок» в условиях мягких зим и при температурах, близких к нулевым. И только тех изделий, на которых есть маркировка в виде снежинки. Наличие маркировки «M+S» говорит, что шины могут применяться при движении по грязи и снегу. Но, известно, что «могут» и «рекомендуются» — две большие разницы.

Классификация шин грузовиков
Настоящие всесезонные шины, как правило, значительно дороже летних и зимних и представляют собой усовершенствованный вариант изделий, предназначенных для езды летом. Производители выпускают их, рассчитывая на использование в цивилизованных странах, там, где хорошее качество дорожного покрытия. В случае гололеда, снежного наката и низких температурах они теряют свою эффективность.
Некоторые авторы вообще считают, что термин «всесезонка» должен быть заменен на «межсезонку». И применяться шины могут в периоды перехода осень в зиму и зимы в весну. Учитывая их непродолжительность, предлагают не тратить попусту деньги, а приобретать шины для лета, а для зимы изделия с зимним рисунком протектора.
Рынок зимних шин для грузовиков
Практически шины для грузовиков, строго подходящие под определение «зимние» на рынке отсутствуют. В незначительном объеме имеются изделия, на которых устроен зимний протектор. Больше всего присутствуют всесезонные шины, маркированные «M+S».
Такое положение объясняется стоимостью продукции и ее не востребованностью (большей частью из-за нежелания перевозчиков дополнительно тратиться). Немаловажное значение при этом – в отсутствии законодательных требований к «обуви» грузовых автомобилей в зимний период.
Что в итоге ?
- Правы те из оппонентов Д.Рогозина, кто утверждает, что понятия «зимние шины для грузовиков» в нормативной базе России не существует.
- Имеется понятие «шины с зимним рисунком протектора», которые предназначены специально для работы в зимних условиях.
- Применение изделий с «зимним» протектором для повышения безопасности движения оправдано. Обязательность «переобувания» в них возможна и, наверное, необходима. Но, законодательное закрепление процесса должно рассматриваться только после заключений компетентных комиссий созданных с привлечением обеих сторон.
- Применение всесезонных шин (и только с маркировкой снежинкой) возможно в южных районах России, где зимы мягкие. В средних и северных широтах, при наступлении зимы, следует использовать изделия с протектором, который разработан специально для зимних условий.
- Все мы хорошо представляем (кроме правительства, как видеться) специфику работы далнобоев. Вполне стандартная ситуация выехать из Москвы с -10С и через сутки въезжать в Краснодар с температурой +15С. Как себе представляют ситуацию наши законотворцы в таком случае? Каждый дальнобойщик будет возит всесезонный комплект из 16 колес и перед въездом в Краснодарский край их ставить, а при выезде менять обратно ?