Рано или поздно, любой, кто часто передвигается по бездорожью понимает всю необходимость такого простого приспособления как автомобильная лебедка.
Сейчас на рынке представлен большой выбор устройств цена на которые варьируется в зависимости от тягового усилия, сложности конструкции и наглости производителя. Еще одним выходом из положения является лебедка своими руками.
Конечно, на такой шаг решится не каждый, ведь гораздо проще установить на машину покупное устройство, однако для самодельщика это не выход, и он обязательно озадачится самостоятельным изготовлением ”спасателя” для своей машины.
Какой может быть самодельная лебедка?
Самодельные устройства такого рода могут быть с ручным, электрическим и гидравлическим приводом. Общий принцип устройства таков: трос наматывается на барабан, который вращается через редуктор двигателем или руками. Рассмотрим каждый вид подробнее:
- Лебедки с электроприводом. Чаще всего в качестве двигателя в них используют автомобильные стартеры, переделанные на работу в режиме мотора, генераторы от тракторов или грузовой техники, либо подбирают соответствующие по своим характеристикам электродвигатели от различной техники. Не зависимо от происхождения, электропривод должен иметь высокий крутящий момент, большую мощность и потреблять как можно меньше тока, чтобы не существенно разряжать аккумулятор автомобиля.
- Гидропривод для лебедки сложнее по конструкции. Как правило, для него требуется масляный насос, привод насоса и бак для масла. Несмотря на свою громоздкость и сложность конструкции, лебедки с гидравлическими моторами обладают большим преимуществом перед электролебедками – они обеспечивают большее тяговое усилие при меньших затратах энергии бортовой сети.
- Лебедка ручная своими руками делается по такому же принципу, как и все остальные, только вместо роль двигателя выполняет человек. Соответственно мощность лебедки напрямую зависит от физической силы оператора и длины рычага, к которому прикладывается усилие.
Компоненты самодельной лебедки
Барабан с тросом – основной узел любой лебедки, самодельной или промышленного изготовления, начнем с него. Если найдется готовый барабан и не потребует никаких переделок, то это будет просто замечательно, если же такового не окажется под рукой – значит, придется сделать его. Для этого нужно взять отрезок толстостенной трубы и приварить к нему щечки толщиной 4 – 5 мм. В зависимости от конструкции лебедки, к одной из щечек барабана может быть приварена ведомая шестерня, а труба снабжена посадочными местами под подшипники.

Пример самодельного барабана
Как вариант для изготовления барабана можно использовать пару ступиц от Жигулей. Нужно будет только проточить место сварки (тонкий конец) и сварить половинки барабана на оправке подходящего диаметра для обеспечения соосности деталей.
Редуктор предпочтительнее использовать червячный с большим передаточным числом. Преимущество червячного редуктора в том, что при его использовании автомобильная лебедка своими руками может обойтись без тормоза барабана (в силу свойств червячной пары). В качестве примера можно рассмотреть редуктор от троллейбусных дверей, он обладает достаточным передаточным числом и удобен в креплении на площадке.
Для безопасного пользования лебедкой целесообразно сделать выносной пульт управления, чтобы не находиться рядом с натянутым тросом.
При использовании его на лебедке нужно вскрыть корпус и заблокировать конический фрикцион, который предназначается для предохранения от защемления пассажиров дверьми. Сделать это можно любым удобным способом, самый простой из которых – прихватить конус к шестерне сваркой в нескольких местах.
Если предполагается что лебедка электрическая своими руками делается с использованием стартера, то лучше использовать такой, который комплектуется планетарным редуктором, (некоторые жигулевские моторы снабжены таким узлом).
Как сделать лебедку из стартера
Делаем из листа металла площадку, на которой будут крепиться все узлы. Затем привариваем к ней посадочные места для вала барабана и устанавливаем его. После этого присоединяем редуктор (первичным валом вверх) и по месту привариваем пластину его крепления.
Сверху к редуктору крепим самодельный переходник для крепления стартера, а на первичный вал насаживаем шестерню с подходящим модулем зуба (можно использовать венец маховика). Закрепляем стартер и устраиваем проводку, устанавливаем на машину – пользуемся.