Грузовой автомобиль КамАЗ-5350 семейства «Мустанг»

Универсальный 6-тонный грузовой автомобиль КамАЗ-5350 с колесной формулой 6×6 предназначен для нужд Вооруженных сил России. Грузовик используется для перевозки личного состава, грузов военного назначения, буксировки прицепов и полуприцепов по дорогам с различными типами покрытий и бездорожью.

Содержание

КамАЗ-5350
КамАЗ-5350 наряду с грузовиками высокой проходимости КамАЗ-4350 и КамАЗ-6350 с колесной формулой 8×8 представляет семейство «Мустанг», которым с 2002 года снабжаются части и подразделения российской армии.

При разработке грузовиков этого семейства были реализованы конструкторские решения, которые было невозможно внедрить на базе шасси КамАЗ-43114 с колесной формулой 6×6.
Несколькими годами позже, в 2007 году семейство армейских грузовиков «Мустанг» пополнили трехосные самосвалы КамАЗ-53505, седельные тягачи КамАЗ-53502 и бортовые тягачи КамАЗ-53503.

История создания

Разработка унифицированных многоцелевых грузовиков семейства «Мустанг» на Камском автозаводе началась еще в годы существования Советского Союза, после выхода правительственного постановления от 24 июня 1987 года.

Техническое задание Министерства обороны СССР предусматривало разработку и внедрение в производство семейства грузовиков, унифицированных по основным узлам и агрегатам, грузоподъемностью 4,6 и 10 тонн. Грузовики предназначались для перевозки личного состава армейских частей и подразделений, грузов военного назначения, буксировки прицепов и полуприцепов массой до 12 тонн по дорогам с различными типами покрытий в условиях экстремальных температур. Согласно техническому заданию, грузовики семейства «Мустанг» должны были быть пригодны для эксплуатации в условиях высокогорья, на высотах до 4000 метров над уровнем моря с возможностью преодоления горных перевалов высотой, превышающей 4600 метров.

Помимо обычной грузовой платформы, на шасси предполагалось устанавливать различные системы вооружений оперативно-тактического назначения, а также различные военные спецнадстройки.

small5350

Габаритные размеры КамАЗ-5350

В целях экономии средств на разработку и эксплуатацию грузовиков, автомобили были максимально унифицированы. Внутри семейства «Мустанг» уровень унификации основных узлов и агрегатов достигал 85%.
Прототипы автомобилей нового семейства появились в начале 90-годов, а опытная партия, в которой были представлены три модели с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8, была собрана на Камском автозаводе в 1995 году. Презентация грузовиков семейства «Мустанг» состоялась на традиционной Нижегородской выставке вооружения и военной техники.

Позже базовые модели грузовиков высокой проходимости прошли цикл заводских и приемочных испытаний с участием представителей Министерства обороны.
Разработка «Мустангов» велась с учетом и совершенствованием прошедших испытания временем технических решений серийных грузовиков, таких как зависимая рессорная передняя подвеска, задняя подвеска, построенная на полуэллиптических рессорах, раздаточная коробка с демультипликатором и постоянно включенными мостами, ведущие мосты, оснащенные двухступенчатыми редукторами, гидроусилитель руля, рулевое управление с винтовым гаечным механизмом с дополнительным гидроцилиндром.

Камаз 5350

Модель 5350 первой среди камазовских внедорожников была оснащена системой блокировки межколесных дифференциалов заднего моста. Этот механизм вкупе с блокируемыми межосевыми дифференциалами раздатки и задней тележки колес значительно повышал проходимость грузовика. Включение блокировки дифференциалов – принудительное, с задействованием пневматического привода при остановке автомобиля. Позже, на грузовиках семейства «Тайфун» была внедрена система автоматической блокировки дифференциала.

Одним из ключевых требований технического задания являлось обеспечение скорости не менее 40 км/час в условиях бездорожья. Тяжелым автомобилям с механической коробкой передач ездить по бездорожью с такой скоростью крайне сложно. Для выполнения условий техзадания конструкторы завода совместно со специалистами НАМИ разработали диапазонную гидропередачу. Конструкция включает в себя гидротрансформатор, сопряженный со стандартной механической коробкой передач, который блокируясь на определенной частоте вращения, превращается в жесткий вал. Чувствительной потери мощности при этом благодаря откачке масла не происходит. Ключевым параметром диапазонной гидропередачи является высокий коэффициент трансформации, равный 2,8. Это свойство ДГП существенно увеличивает крутящий момент при работе двигателя на малых оборотах.

КамАЗ 5350 "Мустанг" с КДЗ и ММ-501

Движение грузовиков в сложных дорожных условиях и буксирование застрявших автомобилей обеспечивалось за счет установки лебедки с тяговым усилием от 7,7 до 8,0 тс. Механическая лебедка работает за счет отбора мощности от силового агрегата, коробки передач, раздаточной коробки. Механизм отбора обеспечивает передачу 100% мощности в статическом, и 40% в динамическом положении.

Первые экземпляры грузовиков, оснащенных механизмом диапазонной гидропередачи, были испытаны в 1991 году. При нажатии на педаль акселератора масло поступало в трансформатор, и крутящий момент рос очень плавно. Благодаря этому грузовик трогался мягко, без пробуксовки, что особенно важно при движении по мягким грунтам, пескам и пашне. А вот у аналогов, оснащенных обычными КПП без механизма диапазонной передачи, при проведении сравнительных испытаний, колеса закапывались в грунт и пробуксовывали.
Остается лишь сожалеть, что тогда так и не удалось наладить серийный выпуск коробок передач с механизмом диапазонной гидропередачи. Свободных мощностей на Камском автозаводе не хватало, а на строительство нового завода в это непростое для страны время средств выделено не было.


Своевременному внедрению в серийное производство грузовиков семейства «Мустанг» препятствовал экономический кризис, разразившийся на фоне развала СССР и пожар, практически уничтоживший в 1993 году Камский завод автомобильных двигателей.
Тем не менее, к середине 90-годов реализация проекта сдвинулась с мертвой точки. Как уже было отмечено, в 1995 году была собрана опытная партия из трех грузовиков. В это же время на Нижнекамском шинном заводе было освоено производство радиальных шин переменного внутреннего давления типоразмера 425/85 R21 Кама 1260. Возможность изменения давления в шинах позволяла увеличить опорную поверхность в 2,5 раз. Даже максимальное снижение давления в шинах не приводило к их проворачиванию на колесных дисках. Наряду с усиленной рамой и модернизированными ступицами колес новые шины позволили увеличить грузоподъемность «Мустангов».

Несмотря на трудности, работа по совершенствованию семейства продолжалась. Грузовики получили новое однодисковое сцепление, 10-ступенчатую коробку передач, усиленную раздатку, модернизированные карданный вал и торцевые шлицы, генератор мощностью 2 ватта, реактивные штанги оснащенные шарнирами.

Модернизация коснулась и шасси моделей КамАЗ-5350 и 6350, которые были адаптированы под установку фитинговых креплений, используемых для сменных кузовов контейнерного типа. В этот же период семейство «Мустанг» получило новую кабину с высокой крышей и обновленным интерьером. В кабине, оборудованной спальным местом, появился отсек для укладки военного снаряжения и спецоборудования.

На крыше кабины появился круглый люк диаметром 680 мм, предназначенный для ведения стрельбы и экстренной эвакуации. Была повышена технологичность грузовиков и снижена трудоемкость техобслуживания. Гарантийный пробег до первого капитального ремонта был увеличен до 45 тысяч километров.

Дальнейшее развитие

В 2002 году модернизированные армейские грузовики семейства «Мустанг» после прохождения соответствующих сертификационных испытаний начали поступать в части и подразделения Российской армии.

В 2003 году по заказу Минобороны РФ была собрана опытная партия из 7 грузовиков с новыми силовыми агрегатами, соответствующими экологическому стандарту Евро-2. Новые двигатели оснащались модернизированной системой очистки воздуха «Мультициклон». Все силовые агрегаты, предназначенные для семейства «Мустанг» оснащены турбонагнетателем с системой промежуточного охлаждения воздуха с высотной коррекцией подачи топлива. Это позволяет повысить эффективность эксплуатации машин в условиях высокогорья без существенного снижения мощности двигателя. Помимо того, двигатели оснащены специальными нагревателями, обеспечивающими бесперебойный запуск силовых агрегатов при экстремально низких температурах.

КамАЗ 53501 "Медведь"

КамАЗ 53501 «Медведь»

Трех- и четырехосные модели «Мустангов» получили модернизированные мосты с увеличенной до 8 тонн допустимой нагрузкой, благодаря чему возросла грузоподъемность автомобилей. Новые силовые агрегаты были адаптированы под механическую коробку передач КамАЗ-154. Обновленные модели получили новые индексы КамАЗ-53501 и КамАЗ-63501.

Усовершенствование кабин предусматривало возможность их бронирование по 5-у классу. Этот класс скрытой брони защищает водителя и пассажиров от поражения огнем автоматов и снайперских винтовок. Конструкция кузова предусматривает возможность установки бронированного модуля, предназначенного для перевозки личного состава.
Нововведения позволили повысить мощность двигателей, улучшить показатели топливной эффективности, увеличить межремонтный ресурс.

КамАЗ 53501

В 2004 году семейство «Мустангов» пополнилось пятью новыми модификациями. Это модели с укороченной бортовой платформой, длиннобазый грузовик, два седельных тягача и грузовик с повышенной до 15 тонн грузоподъемностью.

Технические характеристики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>