ЗИЛ-157 представляет собой грузовик повышенной проходимости, сконструированный на заводе имени Лихачева.
Изначально представленный автомобиль выпускался, в частности, для вооруженных сил. Кабина автомобиля была полностью взята от ЗИЛ-151 с небольшими доработками. В войсках впоследствии был выведен из эксплуатации и заменен на ЗИЛ-131 и Урал-375. В итоге было выпущено около 800 тысяч экземпляров различных модификаций ЗИЛ-157.

На ЗИЛ-157 впервые реализован централизованный контроль давления шин
С 1958 года по 1961 год завод осуществлял выпуск ЗИЛ-157, а с 1961 года по 1978 выписалась модификация ЗИЛ-157К (внедрены некоторые давно напросившиеся изменения: более грамотное распределение веса по осям, новая коробка передач, сцепление с одним диском и новые амортизаторы). В 1978 году производство переехало на Уральский автомоторный завод и начался выпуск машины с индексом ЗИЛ-157КД.

Рельсовый снегоочиститель на базе ЗИЛ-157
Производство продолжалось вплоть до 1992 года. Грузовик заслужил хорошую репутацию за свою неприхотливость, повышенную проходимость и удобство погрузочных работ (борта откидывались со всех сторон) и кроме армии массово использовался в колхозах и лесозаготовительных хозяйствах.

Седельный тягач ЗИЛ-157В
Именно на ЗИЛ-157 впервые в мировой практике была реализована централизованная система управления давлением в шинах. При движении в трудно проходимых зонах существовала возможность ненадолго снизить давление до 0.7 кг/см, однако при таком условии, скорость транспорта не должна была превышать 10 км/час. Для этого была спроектирована серия специальных шин допускающих радиальную деформацию до 35% от высоты профиля.