Самосвал-тягач КАМАЗ-55102

КамАЗ 55102 – 7-тонный самосвал с функцией трехсторонней разгрузки грузовой платформы, выпускался на Камском производственном объединении по выпуску большегрузных автомобилей.

Содержание

В годы серийного производства грузовик неоднократно модернизировался. Автомобиль предназначен для транспортирования сыпучих строительных и сельскохозяйственных грузов по дорогам общего назначения, плотность покрытия которых допускает осевую нагрузку до 6 тонн.

КАМАЗ-55102

Грузовик также может использоваться в качестве тягача для буксировки прицепов и полуприцепов массой до 11,5 тонн. В качестве базовой модели прицепа для грузовиков КамАЗ 55102 применяется 7-тонный прицеп 8527 с двухсторонней боковой разгрузкой.

Шасси КамАЗ 55102 представляет собой трехосную заднеприводную конструкцию с колесной формулой 6×4. Грузовик с управляемой передней колесной парой и сближенными задними осями собран в бескапотной переднемоторной компоновке.

Общее устройство

Несущая конструкция грузовика представляет собой лестничную клепаную раму, собранную из профилей швеллерного сечения. Профили рамы толщиной 8мм.отштампованы из низколегированных сортов сталей. Продольные лонжероны соединены семью поперечинами. На передней поперечине рамы установлены буксировочные крюки. Сюда же крепится стальной буфер. Задняя крайняя поперечина оборудована сцепным тяговым механизмом типа крюк-петля, снабженного резиновыми амортизационными элементами.

КАМАЗ-55102

КамАЗ 55102 1980 годы выпуска

Передняя колесная ось представляет собой неразрезную изогнутную балку двутаврового сечения, оснащенную цилиндрическими шкворнями и вильчатыми поворотными кулачками. Конструкция задних мостов – цельноштампованные стальные балки со сварными картерами. Задние мосты оснащены сварными фланцами крепления редукторов и суппортов тормозной системы, цапфами колесных ступиц, крепежными кронштейнами реактивных штанг, опорами листовых рессор.

Передняя подвеска грузовика зависимая, построенная на основе дублированных листовых рессорах полуэллиптического профиля, сопряженных с двумя телескопическими амортизаторами и буферами сжатия в форме полых резиновых цилиндров.

Набор рессор передней подвески состоит из пятнадцати листов. Сечение крайних рессор – прямоугольное, остальные имеют Т-образный профиль.

 

Габаритные размеры КАМАЗ-55102

 

Конструкция задней подвески – рессорно-балансирная, зависимая, основанная на дублированных листовых рессорах полуэллиптического профиля, сопряженных с резиновыми буферами. Гашение реактивных моментов и толкающих усилий осуществляется шестью реактивными штангами. Набор задних рессор состоит из девяти листов, первые три из которых имеют прямоугольное сечение, а остальные – Т-образное.

Колеса грузовика бездисковые, собранные из трех компонентов – обода, замочного кольца, размещенного в канавке обода и бортового кольца, удерживаемого на ободе замочным кольцом. Колеса крепятся на спицах ступиц при помощи гаек и пяти прижимных шпилек. Колеса задних мостов сдвоенные.

Для установки колесных пар на каждую ступицу применяется проставочное кольцо, обеспечивающее необходимый просвет между шинами колесной пары. На самосвал КамАЗ 55102 устанавливаются радиальные 12-слойные камерные пневматики с щириной профиля 260мм.

Самосвал комплектуется четыехтактным восьмицилиндровым дизельным двигателем модели КамАЗ-740, оснащенным системой жидкостного охлаждения.

Система охлаждения рассчитана на всесезонное применение антифриза. Максимальная мощность двигателя, равная 210 л.с. достигается при 2600 оборотах вала в минуту.

Основными элементами конструкции двигателя являются:

  • Двигатель КАМАЗ-55102литой блок цилиндров, из легированного чугуна, отлитый в комплекте с верхним профилем картера;
  • чугунные гильзы цилиндров, изготовленные с применением центробежного литья и плосковершинного хонингования;
  • литые головки цилиндров из алюминиевого сплава для каждого из цилиндров;
  • поршневой блок с головной тороидальной камерой сгорания. Блок отлит из алюминиевых высококремнистых алюминиевых сплавов с чугунным уплотнителем под верхним компрессионным кольцом. Юбка поршней защищена коллоидно-графитным приработочным покрытием;
  • хромированные поршневые кольца с молибденовой защитой боковых поверхностей;
  • двухтавровые стальные шатуны с прямым плоским профилем нижней головки;
  • стальной коленвал с пятью коренными опорами и четырьмя шатунными шейками. Коленчатый вал двигателя изготовлен методом горячей штамповки с применением технологии азотирования и индукционной закалки металла;
  • тонкостенные вкладыши коренных и шатунных подшипников, изготовленные из сталебронзового сплава;
  • чугунный маховик;
  • агрегатный шестереночный привод с набором прямозубых шестерен;
  • система охлаждения двигателя, оснащенная автоматикой регулирования оптимального температурного режима, гидромуфтой вентиляторного привода и термостатами;
  • бумажные топливные, масляные и воздушные фильтры;
  • электрофакельный аппарат подогрева воздуха, обеспечивающий беспрепятственный запуск силового агрегата в условиях экстремально низких температур.

Система подачи топлива грузовика – разделенного типа. Она включает в себя топливный насос высокого давления с автоматическим регулированием частоты вращения и муфтой опережения впрыска, закрытые топливные форсунки с душевым распылителем и гидроупавляемой иглой регулировки уровня подачи топлива, фильтрационные элементы первичной и тонкой очистки, топливонасос низкого давления, система топливопроводов низкого и высокого давления.

Механизм газораспределения самосвала КамАЗ 55102 – верхнеклапанной конструкции, с расположением распредвала в развале блока, с одним впускным и выпускным клапаном на каждый цилиндр.

Автомобиль комплектуется комбинированной системой смазки с мокрым картером и фильтрами маслоочистки. Конструкция воздушного фильтра – двухступенчатая, оснащенная сухим фильтрующим элементом. Фильтрующие элементы на автомобилях ранних выпусков делались из гофрокартона, позже их заменили на бумажные. Предварительная очистка воздуха на моделях раннего выпуска осуществлялась в инерционной ступени посредством эжекционного удаления частичек пыли из пылеотбойника.


В модифицированных версиях предварительная очистка велась в инерционно-центробежной ступени с использованием мотоциклона и сбора пыли в специальном бункере. На левом впускном коллекторе силового агрегата установлен ииндикатор засоренности фильтра. При достижении предельных значений засоренности воздушного фильтра индикатор срабатывает путем перевода сигнального барабана. При переводе барабана индикатора, в специальном окне выставляется красная метка, сигнализирующая о необходимости замены фильтрующего элемента. Воздух подается к воздушному фильтру посредством специального воздуховода с воздухозаборником, установленным на уровне крыши кабины грузовика. Для защиты от попадания в воздуховод посторонних предметов, он защищен специальным колпаком и сеткой.

Двигатель КамАЗ-740 сопряжен с фрикционным сухим двухдисковым сцеплением и десятиступенчатой механической КП с 5 передними и 1 задней передачей. Коробка передач состыкована с редуктором, обеспечивающем прямой и пониженный диапазон скоростей. Силовая установка установлена на раме на пяти опорах – двух передних, двух задних и поддерживающей опоре, расположенной на картере коробки передач.

Конструкция трансмиссии грузовика – с блокируемым межосевым дифференциалом и средним мостом. Карданная передача представляет собой два трубчатых вала проложенных от редуктора среднего моста к заднему мосту и соединенных телескопическими шлицами.
Система рулевого управления предствляет собой рулевую трпецию, установленную сзади переднего моста. Реечный механизм рулевого управления с шарикоой гайкой и зубчатым редуктором оснащен встроенным гидроусилителем.

КАМАЗ-55102

Основная тормозная система самосвала – барабанные тормоза на все колеса, приводимые в действие двухконтурным пневмоприводом. Стояночный тормоз приводится в рабочее положение пружинными энергоаккумуляторами тормозных камер задних колес. При выдавливании воздуха из энергоаккумулятора, давление перестает прижимать поршень и он под действием пружины посредством толкателя и подпятника воздействует на мембрану и шток камеры, который и запускает тормозной механизм колеса.

Посредством привода энергоаккумуляторов приводится в действие и механизм запасной тормозной системы. Помимо того, самосвал оснащен вспомогательной системой торможения с пневматическим приводом и газодинамическим механизмом, который устанавливается в контуре выпуска выхлопных газов силового агрегата.

Механизм пневмопривода включает в себя пять воздухосборников-ресиверов общим объемом 100 литров. Один из ресиверов установлен в контуре основной тормозной системы передней колесной пары, два ресивера находятся в тормозном контуре задних колес, и два в контурах стояночного и запасного тормозов. Помимо того, в истеме пневматического привода задействован и конденсационный ресивер. Сжатый воздух для пневмосистемы обеспечивается двухцилиндровым компрессором, приводной шестеренчатый механизм которого действует с коленвалом двигателя.

Грузовая платформа

Цельнометаллическая грузовая платформа самосвального типа установлена на надрамнике. Сварная платформа имеет три откидывающихся борта и приваренный к основанию передний борт. Откидывающиеся борта снабжены торсионными замками. При перевозке лековесных габаритных грузов объем платформы может быть увеличен за счет установки дополнительных деревометаллических или сетчатых бортов.


Самосвальный механизм платформы – гидравлический, с пятизвенным телескопическим гидравлическим цилиндром одностороннего действия. Привод масляного насоса гидропривода приводится в действие от коробки отбора мощности.

Механизм включает в себя запорный узел, предназначенный для сочленения гидросистем тягача и прицепа. В конструкции механизма также присутствует гидрораспределитель, служащий для перенаправления потока масла в гидроцилиндры платформы или прицепа.

Самосвальный механизм обеспечивает подъем полностью нагруженной платформы на угол 50 градусов за 16-18 секунд. При этом число оборотов двигателя достигает 2200 об/мин. Направление разгрузки грузовой платформы может изменяться пуем соответствующей переустановки кронштейнов.

Кабина

Цельнометаллическая водительская кабина бескапотной компоновки расположена над двигателем. Кабина двухместная, при необходимости возможна установка второго пассажирского сидения. Для обслуживания двигателя кабина откидывается вперед. Водяная система отопления работает от системы охлаждения двигателя.

Кабина не оборудована системой принудительной вентиляции, для этих целей служат поворотные форточки на дверях грузовика, окна и люк на крыше грузовика. Все сидения оснащены ремнями безопасности – у водителя и крайнего пассажира ремни безопасности диагональные и поясные, а у среднего пассажира, в случае если установлено дополнительное кресло, ремни поясные.

Компоновка приборов КАМАЗ-55102

Дизайн решетки радиатора на передней панели грузовика в более поздних модификациях несколько изменен в связи с переносом оптики в гнезда на бампере. Помимо того, модифицированная кабина получила более высокую крышу.

Технические характеритики

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>